Озеро Маджоре: Верфь Тарони одна из старейших в Италии
Италия не перестает удивлять. Кажется, что здесь можно все. Например, взять в прокат лодку на верфи, где строили суда для королей, русских князей, аристократов из Европы, военные корабли Первой мировой войны и гоночные катера. В этой статье речь пойдет о верфи с 200-летней историей и о первопроходцах в водных видах спорта начала XX века.
Во время переезда на озеро Маджоре мы столкнулись с “эффектом Airbnb”. Это когда предложений на долгосрочную аренду мало, потому что все сдают туристам в сезон, а вне его на несколько месяцев. Наши поиски продолжались два месяца и в итоге привели к знакомству с синьором Филиппо Пеше. Сейчас мы снимаем у него квартиру на самом берегу озера Маджоре с видом на острова. Не менее захватывающей оказалась история семьи.
Cиньор Пеше родился в регионе Абруццо в 1934 году. Пережил Вторую мировую войну, которая научила в любой непонятной ситуации не сдаваться и искать выходы. Как говорит сам Филиппо Пеше, всю жизнь он воспринимал как приключение. И даже сейчас, когда уже несколько лет он вдовствует, с его лица не сходит улыбка, глаза горят, особенно когда рассказывает о жене Фердинанде (он ласково называет ее Нанда), о работе со знаменитым предпринимателем Энрико Маттеем в компании Eni, о жизни в Тунисе. Там он провел 10 лет. Занимал одну из ведущий должностей компании. Дружил с послами и политиками, меценатами и предпринимателями. А Фердинанда организовывала пышные светские рауты у них дома, что было важно, для налаживания связей и продвижения интересов компании.
Энрико Маттей итальянский предприниматель и политик. Уже со школьных лет он начал работать, т.к. семья имела скромные доходы. В 17 лет 1923 год Маттей поступил подмастерьем на кожевенный завод Fiore. Его карьера быстро развивается – рабочий, химик. В 20 лет он становится директором лаборатории. В 1929 году Маттей вместе с братом и сестрой переезжает в Милан. Они открывают лабораторию эмульгирующих масел для кожевенной и текстильной промышленности. Во время Второй мировой войны участвовал в движении Сопротивления. Был одним из командиров партизан. После войны ему поручают руководство погрязшей в кризисе государственной нефтяной компании Agip. Он должен был ликвидировать и заняться приватизацией активов. Но у Энрико Маттеи другие планы. Его цель – обеспечить страну национальной энергетической компанией, которая бы обеспечивала страну сырьем, достаточным для нужд домашнего хозяйства, развития малого и среднего бизнеса. Он удваивает бурение скважин, организует исследования в области добычи полезных ископаемых в долине реки По. В 1953 году создает компанию Eni. Маттей славился тем, что умел находить ценные кадры и налаживать работу команды. Так он выстроил сеть сотрудников, которые продвигали интересы компании на международной арене. 27 октября 1962 года Энрико Маттей погибает в авиакатастрофе по пути из Катании в Милан. В 90-е гг. были установлено, что в самолете находилось взрывное устройство.
Вернувшись в Италию, после затянувшейся командировки в Тунис, Филиппо Пеше начинает помогать Фердинанде в управлении верфью. В конце 2019 года верфь семьи Тарони (девичья фамилия Фердинанды) была признана историческим достоянием Италии.
История первопроходцев в кораблестроении на озере Маджоре
Когда Фердинанда Тарони, жена Филиппо Пеше и внучка Альдо Тарони, уходила из жизни, она попросила мужа продолжать изучение истории верфи и сохранить наследие семьи. Вместе с другом историком Филиппо Пеше провел исследование. За полтора года они установили, что история семьи Тарони началась с двух испанских кондотьеров, которые высадились в Италии в 1260 году. На протяжении веков члены семьи занимали важные посты. Например, Леоне Тарони был мэром Болоньи, Паоло Тарони подполковник в ополчении Савойской династии.
В документах XVIII века появляется информация о Фердинандо Тарони. В 1700 году он отправился в Венецию, чтобы изучить мастерство строительства гондол. Окончив курсы Фердинандо столкнулся с отсутствием работы и переехал в Комо, где знакомится с мастером Рива. Он начинает работать с ним, в процессе оттачивает мастерство и приобретает опыт. Женится на сестре Рива Лукреции. Фердинандо Тарони создает новые лодки для навигации по озеру Комо “Лючие” на верфи в Карате Ларио. Со временем он открывает верфи и для своих братьев в Комо, Стрезе и Лугано. Потом вместе с семьей он переехал на озеро Изео, где основал верфь Рива.
С 1820 года начинается 200-летняя история верфи на Озере Маджоре. Ровно 200 лет назад Альдо Тарони начал строить и ремонтировать лодки на берегу озера Маджоре в Стрезе напротив отеля Борромео. В 1860 году его сын Джорджо приобрел здание, в котором находились конюшни и склад продовольствия принца Борромео на дороге в сторону перевала Семпьоне, что в километре от прошлого места. В этом здании сегодня находится верфь. Ею управляют его праправнук Джорджо Пеше и муж правнучки Фердинанды Филиппо Пеше.
Борромео семья аристократов. Её представители на протяжении веков играют важную роль в Милане и на озере Маджоре. Среди представителей этого семейства святой Карло Борромео и кардинала Федерико Борромео.
На верфи семьи Тарони строили лодки для императора Австрийской империи, канонерки для Цизальпинской республики. В 1905 году на верфи построили моторную лодку Folgore, которая развивала рекордную для тех времен скорость до 28 км/ч. Ее же использовали для перевозки туристов из Стрезы в Локарно. Это были аристократы, артисты, писатели, которые отдыхали или жили на озере Маджоре.
Тарони на службе аристократов
Аристократы со всей Европы заказывали лодки и катера у Тарони. Вот фамилии только некоторых клиентов Ланча, Аньелли, Базиле, Конелли, Рускони, Беретта, Трубецкой, король Италии Виктор Эмануил.
Паоло Трубецкой – скульптор и художник. Сын Петра Петровича Трубецкого и американской пианистки Ады Винанс. Жил в городе Палланца.
В начале 1920-х гг. мэр Стрезы граф Карло Эмануэле Базиле заказал Альдо Тарони баржу-дом La Chiocciola, что в переводе означает “улитка”. Он планировал путешествовать на ней и давать приемы. Карло Эмануэле хотел быть первым итальянцем, который совершит путешествие на плавучем доме с озера Маджоре в Венецию. 22-метровая лодка была готова в 1922 году. Корпус с 8 прямоугольными окнами с деревянными ставнями. Сверху палуба, две мачты и длинный штурвал на корме.
В книге “Лодки озера Маджоре” опытный моряк Франческо Рускони-Клеричи пишет “это невероятное судно, если верить тому, что было написано до этого времени, было обставлено антикварной мебелью, в комплекте с изделиями из серебра и канделябрами, кабина судна меблирована скромно, как полевая палатка, в которой барон во время войны провел много месяцев”.
В том же году Базиле с женой Франческо, несколькими слугами и двумя моряками отправляется в путешествие. Оно заняло 14 дней. За эти дни они проплыли 740 км, столкнулись с трудностями в прохождении участков реки Течино. Но все же семья прибыла в Венецию и остановилась на набережной Рива дель Скьявони.
Помимо политической карьеры, Базиле был писателем. О путешествие из Стрезы в Венецию он упоминает в своей книге “Мои четыре подруги”: “он пришел, чтобы нас поприветствовать. Альдо Тарони, хозяин верфи, самоучка, который соперничал с самыми известными строителями гоночных корпусов. Маленький, с острыми чертами лица и двумя тюленьими усами. Вокруг судна, которое он окрестил “Ноев ковчег” работали мастера топора, которые, зная силу свободного Тичино, умели поддерживать на дне баржи ту определенную эластичность, которая позволяла ему тереться о каменистое дно, не разбиваясь”.
Первопроходцы в водных видах спорта
В 1915 году граф Франческо Конелли заказал Тарони построить моторную лодку Sciata c двигателем Fiat 300 HP. На ней он побил рекорд скорости в Монте-Карло.
Сын Альдо Джорджо, сам спортсмен, запустил производство лодок SLUGHI для соревнований. Его лодки не раз становились победителями и били рекорды. И похоже, что именно Джорджо Тарони на борту одного из катеров вместе со спортивным журналистом Артуро Мерканти был в числе первых, кто проехал по ставшему позднее известном маршруту гонок Павия — Венеция.
Павия — Венеция – гонка с более 100-летней историей. Маршрут 414 км. Начинается в городе Павия, проходит по рекам Тичино, По, через канал Бронтоло и выходит к лагуне Кьоджи с конечной точкой в Венеции.
Альдо Тарони изучил техническое решение, которое позволяло ускорить лодки за счет снижения трения о воду. На базе этого открытия были построены первые катамараны, которые с учетом современных технологий, участвуют и сегодня в соревнованиях по F1 и Offshore.
Верфь Тарони участвовал в “морской выставке” в Турине и Милане начала XX века с прототипами и исследованиями лодок и гоночных катеров. Сын Альдо, удостоенный титула кавалер, Джорджо был приглашен открыть знаменитую выставку лодок в Генуе и разрезать торжественную ленточку.
Верфь Тарони во времена Второй мировой войны
Век успеха верфи Тарони подошел ко времени Второй мировой войны. Тарони участвуют в строительстве гидросамолетов по проекту Капрони-Сиай Маркетри для патрулирования на реке Пьяве и штурмовых катеров MAS с откидным сидением. Последние были наполнены взрывчаткой. Их выпускали по кораблям, а пилот мог катапультироваться. Название MAS принадлежит известному итальянскому политику и поэту Габриэле Д'Аннунцио.
После окончания Второй мировой войны судостроительная деятельность Тарони возобновляется с еще большей силой. Джорджо Тарони становится выдающимся персонажем морского мира на международной арене.
Верфь Тарони сегодня
С 1969 года во главу верфи встала Фердинанда с мужем Филиппо. Сегодня верфь Тарони одна из немногих, которая занимается полной реставрацией ценных лодок. Поэтому и география клиентов широкая.
На верфи была отреставрирована и восстановлена американская лодка Boston Whaler, которая была построена во Флориде или красно–белая “Звезда”, выигравшая олимпийскую гонку в 1932 году.
Гордость семьи – мастерская, в которая доводят до совершенства двигатели, которые выигрывают чемпионаты мира.
Помимо этого, на верфи можно взять в аренду лодку, а некоторые доступны тем, у кого нет прав. Они начнут работать с апреля.
Верфь Тарони и организация международных соревнований
Спустя 40 лет внук Джорджо Тарони Джорджо Пеше вернул на озеро Маджоре мировой чемпионат F1 в сотрудничестве с UIM и FIM. Вместе они реализовали Чемпионаты Италии, Европы и мира. В 2003 году чемпионат мира в Ароне. В Стрезе гонки Offshore Classe One и XCAT. В 2018 и 2019 году в Стрезе прошли Гран-При Италии. Все это привлекло на озере почетных гостей.
Как арендовать лодку на верфи Тарони
Вы можете взять в аренду лодку, если у вас есть судоходные права или без судоходных прав.
Для этого нужно
- иметь при себе документы удостоверяющие вашу личность
- Наличные деньги. Стоимость проката зависит от лодки и от того, есть у вас права или нет. Разбег цен от 40 до 80€ час. Бензин оплачиваете отдельно.
Адрес
via Sempione Nord 42, Stresa